Тема суицида в подростковом возрасте

Подростковый суицид

Что такое суицид и суицидальная попытка? Как распознать сигналы о надвигающейся беде и что нужно делать, чтобы помочь человеку найти выход из кризисной ситуации?

Акт суицида — это уход от решения проблемы, побег от наказания, унижения, позора, разочарования, утраты, отчаяния, отвергнутости и потери самоуважения — вобщем, от всего, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых лучших ее проявлениях.

Что нужно знать о суициде.

Поскольку каждый год этой угрозе подвергаются жизни многих тысяч молодых людей, подросткам полезно представлять себе, что такое суицид и как ему противостоять.
Прежде чем попытаться помочь другу (знакомому), объятому намерением совершить самоубийство, необходимо владеть основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе ходящей вокруг этой темы ложной информации, которая распространяется гораздо быстрее, чем достоверная. В данной главе вы получите информацию о суициде, необходимую для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде.

Суицид – вторая главная причина смерти молодых людей возрастной категории от 15 до 24 лет. Первой являются травмы в результате падения с высоты, передозировка наркотиков, отравления и дорожные происшествия. По мнению суицидологов, многие из таких несчастных случаев в действительности были замаскированными самоубийствами. Национальный статистический центр здравоохранения США подсчитал, что ежегодно жертвами суицида становятся 5000 молодых людей, однако некоторые эксперты полагают, что это число занижено. Наряду с суицидами, ошибочно именуемыми "случайной смертью", происходит немало суицидов, информация о которых до правоохранительных органов не доходит. Родителям тяжело признаваться в том, что их дети ушли из жизни добровольно.
Часто смертный случай признается суицидом, только если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство решивших расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют.

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка. Суицид с годами "молодеет": о нем думают и пытаются предпринять совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Суицид, как правило, не случается внезапно. Большинство подростков, делающих попытки покончить с жизнью, о своем намерении почти всегда сигнализируют: высказывают или делают что-нибудь такое, что может служить предупреждением о том, что они оказались в безвыходном положении и замышляют самоубийство. Немногие делятся своими планами с окружающими, но кто-то из их друзей обязательно будет хоть что-нибудь об этом знать.

Суицид может быть предотвращен.

Существует мнение, что, если подросток решил расстаться с жизнью, то воспрепятствовать этому невозможно. Считается также, что, если подростку не удалось осуществить задуманное с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова до тех пор, пока своего не добьется. На самом же деле, молодые люди покончить с собой пытаются, как правило, всего один раз. Большинство из них представляют для самих себя опасность лишь на протяжении короткого периода времени: от 2 до 3 дней. Если в их планы кто-то вмешается и поможет им, то покушаться на свою жизнь они больше никогда не будут.

Разговоры о суициде подростков к нему не подталкивают.

Считается, что разговоры с подростками на темы суицида представляют собой опасность, поскольку те могут захотеть испытать эту опасность на себе. Сюда же можно отнести и разговоры о том, что нельзя, мол, беседовать с молодежью о наркотиках, так как после этого они захотят их попробовать; нельзя разговаривать с ними о сексе, потому что тогда они начнут займаться сексом, и так далее. Некоторые учителя, психологи и родители избегают слова "суицид" из боязни навести детей на мысль о добровольной смерти. Однако, разговаривая с подростками о суициде, мы нисколько не подталкиваем их к его совершению. Наоборот, подростки получают возможность откровенно поговорить о том, что их мучает и лишает покоя. Если друг или знакомый (подруга или знакомая), будто бы невзначай, касается теиы самоубийства, значит — он (она) уже давно об этом думает, и ничего нового о суициде здесь не скажешь. Более того, ваша готовность поддержать эту щекотливую тему даст человеку возможность выговориться, а суицидальные мысли, которыми начинают делиться с другими, перестают представлять собой опасность.

Склонность к суициду от предков потомкам не передается.

От родителей можно унаследовать цвет глаз, форму бровей и губ, веснушки т. д. Суицидальные наклонности по наследству не передаются. Теи не менее, если в семье подростка суицид уже имел место, ребенок оказывается в зоне повышенного суицидального риска. Для примера можно представить себе семью, где родители пьют, курят или употребляют наркотики. В такой семье ребенок подвержен риску перенятия вредных привычек родителей, поскольку на него воздействует так называемый "фактор внушения":
разве родители плохому научат?

Суициденты в большинстве случаев психически здоровы. Поскольку суицидальное поведение принято рассматривать как нездоровое и ненормальное, многие ошибочно думают, что суициденты — люди "не в себе". Их путают с психами. Некоторые даже полагают, что суициденты представляют опасность не только для самих себя, но и для окружающих.
Конечно, суициденты могут вести себя как психически больные, тем не менее, следствием психических заболеваний их поведение не является. Их мысли и поступки неадекватны лишь в той степени, в какой оказывается сложным их положение. Кроме того, в большинстве своем опасности для других они не представляют. Суициденты могут выказывать раздражение, но направляют они его исключительно на них самих себя. Большую часть времени они погружены в состояние острого эмоционального конфликта, отчего в некоторые моменты думают о самоубийстве. У некоторых, но лишь немногих, подростков наблюдаются серьезные нейрохимические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их мысли и поступки в течение какого-то времени могут выглядеть неадекватными.

Говорящий о суициде, его совершает.

Из десяти совершающих суицид подростков семь делятся своими планами. Поэтому большинство тех, кто говорит о самоубийстве, не шутит. У нас же чаще всего от этих людей отмахиваются. "Да он шутник!", – думаем мы. Или: "Она говорит это, просто чтобы привлечь внимание!" Не следует оставлять своего друга в беде — если он заговорил о самоубийстве, значит — задумывается об этом всерьез.

Суицид – не просто способ обратить на себя внимание.

Часто родители и друзья не обращают внимания на слова подростка о том, что он хочет покончить с собой. Им кажется, что тот стремится обратить на себя внимание или ему просто что-нибудь нужно. Говоря о самоубийстве, ваш знакомый в самом деле хочет привлечь к себе внимание, но вместе с тем он не шутит. Здесь следует обратить внимание на то, что именно он говорит, и не рассуждать о том, для чего ему это нужно. Скорее всего, он в шаге от отчаянного поступка, и к его словам нужно отнестись всерьёз. Лучшим выходом в такой ситуации является срочное обращение к психологу.

Думающие о суициде подростки считают, что их проблемы неразрешимы.

Разные люди одну и ту же проблему видят по-разному. То, что для одних — пустяк, другим может показаться катастрофой.
Так же и дети часто смотрят на жизнь иначе, чем взрослые. Однако, по-разному жизнь видят не только дети и родители. У близких друзей точки зрения тоже могут не совпадать: то, что хорошо для одного, для другого невыносимо, а для третьего – вполне сносно.

Суицид – следствие не одной проблемы, а их совокупности.

Многим знакомо образное выражение по поводу последней капли, переполнившей чашу терпения. Так вот, приводящие к суициду причины подобны таким каплям. Каждая из них сама по себе – ничто. Даже двум, пяти и десяти доверху чашу не наполнить. Однако, если их сотни, в какой-то момент чаша окажется переполненной.

На самоубийство способен каждый.

Предотвращать суицидальные попытки было бы легче, если бы их совершали люди лишь определенного склада характера, но, к сожалению, тип суицидоподверженного подростка пока не установлен и, как полагают, сделать это невозможно.
Например, дети из обеспеченных семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем дети из семей малоимущих. С жизнью расстаются не только те подростки, у которых плохая успеваемость и разлаженный контакт с окружающими, но и те, у кого нет проблем ни в семье, ни в школе.

Чем лучше у суицидента настроение, тем больше вероятность совершения такой попытки.

Самоубийство подростка, уже вроде бы вышедшего из кризисной ситуации, является для многих полной неожиданностью. Да, большинство молодых людей обычно пытается наложить на себя руки лишь один раз в жизни. Для подростков же, способных на повторную попытку, самый опасный период составляет 80 — 100 дней после первой.

После первой суицидальной попытки подростки чувствуют участие и поддержку окружающих. Родители, учителя и друзья уделяют им повышенное внимание, в результате чего у них возникает комфортное ощущение всеобщей к ним любви. Однако месяца три спустя взаимоотношения возвращаются в прежнее русло. Хотя родители, учителя и друзья по-прежнему окружают суицидента вниманием и заботой, жизнь все же берет свое — у всех имеются и собственные не менее важные дела. Настроение у подростка приподнятое, поэтому окружающим и кажется, что все худшее уже позади.

Только есть здесь одно большое "но": совершивший попытку суицида подросток возвращается к нормальному душевному состоянию медленнее, чем это выглядит со стороны. Толкнувшие его на самоубийство страхи и неприятности не прошли окончательно и все еще дают себя знать — вот почему этот период представляет для подростка наибольшую опасность. Те, кто опекал его, снова занялись своими делами, и у него возникает ощущение, что все от него отвернулись, в результате чего в голову ему может прийти мысль о совершении еще одной суицидальной попытки с целью вернуть утраченное повышенное к себе внимание.
На то, чтобы окончательно отбросить суицидальные намерения, подростку требуется не менее трех месяцев, поскольку за более короткое время к лучшему ситуация может не измениться: любимая девушка не вернётся, школьная успеваемость не улучшится, пристрастие к алкоголю или наркотикам не ослабеет. Отсюда мысль о повторной попытке самоубийства как единственного возможного выхода из положения. И планирование ее начинается уже с удвоенной энергией.
В этом случае окружающим следует быть настороже, поскольку вид у суицидента при этом часто вполне счастливый, потому что он уверен в скором "разрешении" всех своих проблем.

Читайте также:  Кармекс с гранатом отзывы

Близкий друг способен предотвратить самоубийство. От заботливого внимательного друга зависит очень многое. Именно он может спасти жизнь потенциальному суициденту. Представим, что кто-то из друзей поделился с вами тайной о задуманном им самоубийстве. Если бы он вам не доверял, врядли стал бы раскрывать вам свои секреты. А заговорил он с вами, вероятно, потому, что умирать ему не хочется и он верит, что понять его сможете только вы.

Кто совершает самоубийства, почему он это делает и как.

Тема суицида внушает естественный страх. Он может быть еще большим, если вы знаете кого-то, кто предпринимал попытку самоубийства или уже свел счеты с жизнью. Обычно суицид является темой "неудобной", о нем не очень-то говоришь с родителями, учителями и даже друзьями, но все время возникает вопрос: какие же проблемы могут достать человека так, чтобы он решился на самоубийство? Это может показаться странным, но большинство совершающих суицид подростков умирать на самом деле не хотят — они просто пытаются решить таким образом некоторые проблемы. Однако весь трагизм ситуации заключается в том, что проблемы наступают и отступают, а решить их пытаются раз и навсегда. Подростки желают избежать проблем, с которыми, на их взгляд, им не справиться. Они причиняют им душевную боль, и суицид кажется надежным средством эту боль снять.

Откуда известно, что убившие себя подростки умирать не хотели и, если не хотели, то почему все же погибли?
Чаще всего суицидальные попытки совершаются дома между 4 часами дня и полночью. Следовательно, молодые люди пытаются покончить с собой там, где их найдут скорее, и делают это в такое время, когда кто-то из членов семьи вероятнее всего оказывается дома и может прийти на помощь. А как же те, спасти которых не удалось? Откуда известно, что на самом деле умирать они не хотели? Знать это наверняка невозможно, однако, в беседах со спасенными выяснить удается многое. Оказавшись перед лицом смерти, почти все они говорили, что начинали вдруг понимать, что их проблемы не столь уж велики, и за мгновение до смерти осознавали, что хотят жить дальше.

Из всего вышесказанного следует главный вывод, что, для того чтобы ценить жизнь, человеку необходимы две вещи: внимание и любовь окружающих, а также любовь к себе самому

Подростковый возраст – наиболее сложный и опасный период в жизни человека. Происходит спутанное осознание реальности, проявляется катастрофическая ранимость, а сложные ситуации кажутся безысходными. Чувства обостряются в десятки раз.

В такие моменты важна поддержка и взаимопонимание родителей, терпение и эмоциональная сдержанность в ответ на дерзкие проступки.

Суицид подростковый — что приводит детей к мыслям о самоубийстве

Подростковый суицид – это возможность избавиться от комплексов и страхов, унижения и обиды, предотвратить кризисные ситуации, и отомстить близким людям за непонимание.

Юношеский максимализм часто не готов к реалиям обыденной жизни, и в попытке убежать от проблем и всех «проучить», дети в возрасте 14-18 лет совершают суицид.

Подтверждением тому статистика, указывающая на цифру в 12%. К сожалению, большинство попыток совершить самоубийство оказываются успешными.

Причины подросткового суицида — почему подростки думают о суициде

В период с 13 до 18 лет происходят события, ранее не знакомы детскому сознанию. Подросток испытывает любовь, учится строить отношения со сверстниками, хочет быть взрослым и самостоятельным.

Детский разум перестраивается, становится уязвимым, а мысли хаотичные. Усиливается чувство страха перед неизведанным будущим и происходит формирование психологического здоровья.

Если семья является неблагополучной, и проблема непонимания вызывает регулярное переживание у детей, возникает психологический стресс и этот конфликт ребенок несет в жизнь, учебу и окружающую социальную среду, тем самым вызывая кризис отношений.

Отсутствие взаимопонимания в скором времени превращается в большой ком проблем и разногласий, решение которых кажется невозможным.

Существуют определенные причины самоубийств у подростков:

  • одиночество;
  • депрессия;
  • конфликты в коллективе;
  • проблемы в семье и непонимание родителей;
  • социальный дисбаланс;
  • обида на весь мир;
  • комплексы, вызванные насмешками;
  • неблагоприятное окружение;
  • страх снова испытать унижение.

Детей на самоубийство толкает безысходность. Когда ситуация кажется неразрешимой, будущее бессмысленным, а осознанный поступок вызывает неодобрение родителей и негатив окружающих – смерть становится единственным выходом.

Также, можно сделать заключение, что суицид совершают по причине сложных психических расстройств.

Признаки суицида у подростков

Каждый 10-й подросток проявляет склонность к суициду. Распознать и вовремя предотвратить самоубийство можно, если проявлять внимание и вовремя заметить тревожные посылы.

Выявление признаков и диагностика окружения, как мера предупреждения. Скрытное поведение и удручающая среда, провоцирующие факторы и отчужденность – веские причины (в незрелом сознании) и прямая угроза свести счеты с жизнью.

Подростковый суицид статистика

Острая проблема подросткового суицида чаще вызвана неразделенной любовью. Об этом говорит печальная статистика психологических наблюдений. Подросток часто не в состоянии объяснить и выразить полноту своих чувств.

Причиной тому страх:

  • непонимания;
  • насмешки;
  • быть обманутым;
  • отсутствия взаимности;
  • сплетни и унижение;
  • презрение и др.

Обычно распознать тревожные факторы можно по нескольким критериям:

  • беседа детей привлекает внимание темами о потустороннем мире;
  • ребенок часто говорит о смерти, спрашивает причины внезапной кончины;
  • проявляется частый гнев, или напротив, апатия ко всему происходящему;
  • подросток желает делать домашние задания в одиночестве, в закрытой комнате, и просит, чтобы его не тревожили, пока сам не выйдет;
  • ребенок вступает в сообщество, тематика которого может отражать смерть, воскресение из мертвых, магические ритуалы;
  • подросток выражает отрытое намерение осуществить суицид;
  • он начинает разделять понятие смерти, не видя в этом ничего страшного;
  • детей интересует статистика смертности и особенности этого события;
  • постоянное отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • нежелание называть причины постоянной угнетенности;
  • рьяное преодоление фобий в целях демонстрации;
  • веский мотив, например, нанесение увечий другим людям или ценным неодушевленным предметам;
  • мысль о прискорбном будущем по причине неприятностей личного характера;
  • наличие серьезных дефектов внешности по причине какого-то события;
  • ребенок отдает предпочтение темным мрачным цветам в одежде, интерьере, рисунках и др.

Заметить первые симптомы может педагог. Важно не упустить это факт из внимания и попросить помощь у психолога, если не получается выяснить характер происходящего.

Подросток, задумывающий самоубийство, сложно идет на контакт и пытается использовать «запрещенные приемы» манипуляции.

Какие подростки склонны к суициду

Дети часто совершают необдуманные поступки, влекущие неприятные последствия. Причины могут быть разные, но чаще – это желание проявить себя, заявить о собственной самодостаточности.

Подросток считает, что он взрослый и в состоянии решить собственные вопросы. Задача родителей – не допустить детей к тем проблемам, которые им не по плечу и отговорить от неверных решений.

На самоубийство детей толкает неразделенный конфликт, неоправданная цель, в который раз неудачная попытка стать счастливым и желание исключить неблагополучный фактор из жизни.

Методы, которые помогут распознать склонность к суициду у подростка:

  • всяческая попытка поговорить на личные темы закачивается неудачей;
  • близкий человек вызывает апатию и угнетение;
  • отсутствие взаимопонимания среди сверстников;
  • безынициативное и безразличное отношение к окружающим;
  • проявляется желание идти на риск со своим здоровьем;
  • положительная реакция на девиз «Жизнь – источник проблем, а лишение ее — блаженство»;
  • сверстник – не вызывает интереса, а родитель становиться врагом;
  • истерика и обида может возникать на пустом месте;
  • неприятный случай гнетет долгое время.

Мысль про суицид посещала 95 процентов подростков. Ребенок обдумывал причины и искал особенности такого поведения. Было это в мерах любознательности или нет, поможет профессиональная диагностика на приеме у психолога.

Что делать если человек говорит о суициде

Первое – выяснить причины и особенности подобного склада мыслей. Затем необходимо распознать мотив и выделить причины, толкающие на самоубийство. Дети склонны совершать необдуманные противоречивые поступки, как правило, руководствуясь импульсивной эмоциональностью.

Психологическая диагностика у психолога поможет выяснить особенности подобных разговоров, и применить действенные методы. Ключевой фактор – это необходимость: подросток должен чувствовать родительский контроль, и то, что он кому-то нужен.

Действенные методы – это анализ происходящего и заключение. Нужна помощь психолога или близкого человека, который сумеет затронуть струны души и восстановить душевное равновесие.

Выяснить причины – недостаточно, нужна терапия:

1. Диагностика социального окружения. Важно знать, если ли у детей друзья и чем они занимаются.

2. Необходимо совместно искать причины плохого настроения и составлять план действий избавления от негатива.

3. Попросить детей рассказать про самоубийство, как они это понимают не вызывает ли это у них чувство страха.

4. Узнать, когда в последний раз подросток был счастлив, и что вызвало у него это чувство.

5. Суицид чаще совершают, если не находят цели дальнейшего существования, поэтому важно, чтобы подросток был увлечен и занят. В помощь спортивные секции и творческие кружки.

6. Первостепенный аспект счастья – любовь. Не запрещайте любить и встречаться, не пытайтесь расстроить отношения или навредить, даже если избранник (избранница) не вызывают восторга.

7. Много разговаривайте, интересуйтесь проблемами и всегда поддерживайте.

Подростковый возраст – это сложный переходной период. Все совершают глупости, но смотрят на это по-разному. Распознать депрессивное состояние, выяснить причины и предотвратить самоубийство – главная задача.

Важно помнить, что только отсутствие агрессии и положительные эмоции могут излечить раненную душу. Эту способствуют – семейное собрание и теплая атмосфера.

Читайте также:  Модели сумок эрмес

Профилактика подросткового суицида

Психологи рекомендуют предотвращать самоубийство абсолютной занятостью. Подросток должен занимать место в социуме и отвечать за определенный предмет, действия и результат.

Актуальный терапевтический прием – это вовлечение в активную жизнь. Ребенок должен научиться понимать и различать: где положительная сторона, а где отрицательная.

Если родители начнут понимать, что подросток – это взрослый человек с несформировавшейся психикой, и важно ощутить себя на его месте, тогда число подобных случаев уменьшится в разы.

Как предотвратить суицид у подростка

Выяснить причины и угнетенности, потерянности и плохого настроения можно на приеме у психолога. Он поможет распознать тревожные признаки и предотвратить подростковый суицид.

Подобную глупость чаще совершают в состоянии аффекта, и это первая причина не допускать серьезных конфликтов. Работа квалифицированного психолога направлена на восстановление эмоционального баланса.

Распознать критическое состояние и предложить помощь подростку при суициде может близкий человек: друг, родственник или педагог. Это могут быть как советы личного характера, так и философские рассуждения на тему бытия с поучительными моментами.

Суицид – это самоубийство, и в последнем слове можно выделить две основы «сам» и «убийство» — ребенок должен проанализировать эти слова, их значение.

Подросток должен осознавать, что последует за такими действиями. Важно объяснить, что самоубийство совершают слабые люди, и никому ничего доказать подобным поступком не получиться.

Сильный ребенок – этот тот, кто, несмотря на сложности, преодолеет собственный страх и угнетенность. Те, кто совершают сильные поступки, проходят через преграды и боль, но становятся сильнее.

Подростковый возраст – нужно пережить. Необдуманные проступки совершают 85% , но не все усваивают урок должным образом.

Распознать и предотвратить суицид – может и сам ребенок, если на подсознательном уровне усвоит беседы с психологом. Важно знать: если люди совершают ошибки, на то есть причины, которые и нужно распознать.

Ребенок – это личность, прежде всего. Подростковый возраст – это дополнительная возможность родителям компенсировать недостающее внимание, рассказать о таких важных вещах, как: любовь, секс, отношения, самодисциплина, самоконтроль.

Объяснить, что родители – не враги, а самые преданные друзья, которые нуждаются в своем ребенке, никогда не предадут и всегда поддержат в любой ситуации.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойченко Ольга Владимировна, Нестеренко Ольга Владимировна

Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. Предотвратить суицидальное намерение ребенка можно, если вовремя внимательно и с уважением отнестись к процессу его взросления. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии, но и в способности распознать признаки грядущей опасности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бойченко Ольга Владимировна, Нестеренко Ольга Владимировна

Текст научной работы на тему «Подростковый суицид: причины, профилактика и диагностика»

Раздел II. Психология

УДК 159.922.5 ББК 15.31.31

О. В. Бойченко, О. В. Нестеренко ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД: ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА И ДИАГНОСТИКА

Аннотация. Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. Предотвратить суицидальное намерение ребенка можно, если вовремя внимательно и с уважением отнестись к процессу его взросления. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии, но и в способности распознать признаки грядущей опасности.

Ключевые слова: суицидальное намерение, подростковый возраст, кризисные ситуации, мотивы суицидальных намерений, профилактика и диагностика подросткового суицида.

O. V. Boichenko, O. V. Nesterenko TEENAGE’S SUICIDE: REASONS, PREVENTION AND DIAGNOSTICS

Abstract. The suicide is one of the most tragic types of the public behavior connected with loss of meaning of the life. The suicide of children and teenagers is especially tragic. To prevent suicide intention of the child it is possible, if in time attentively and yours faithfully to treat process of its growing. The suicide preventsiya consists not only in care and participation, but also in ability to distinguish signs of the future danger.

Key words: suicide intention, teenage age, crisis situations, motives of suicide intentions, prevention and diagnostics of a teenage suicide.

Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). По возрасту пик суицидов приходится на 15-16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики, причем 92 % детей и подростков, совершивших суицид, никогда не находились на учете у психиатра.

Д. С. Исаев и К. В. Шерстнёв отмечают: «Рост суицидов и суицидальных попыток связан с увеличением темпа нашей жизни, подростки, впрочем как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями» [11, 3]. Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства — это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.

Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера ("патология идентичности" по Эриксону) и встречается почти у четверти здоровых подростков.

Каковы же мотивы суицидального поведения у детей и подростков?

Как правило, все они связаны с экзистенциальными проблемами, то есть важнейшими вопросами существования человеческой личности, среди которых переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания; чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения; действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность; переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

Следовательно, предотвратить суицидальное намерение ребенка можно, если вовремя внимательно и с уважением отнестись к процессу его взросления.

Наряду с вышеперечисленными проблемами, свойственными периоду становления личности, необходимо отметить и причины, вызванные совершенно противоположным процессом — инфантильностью подростка, его неготовностью и неумением «быть взрослым», то есть брать ответственность на себя, уметь адекватно оценивать свои поступки и действия других людей. Примеры такого инфантильного поведения известны: боязнь насмешек или унижения; страх наказания, нежелание или неумение извиниться; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избегание неприятных последствий, уход от трудного решения; сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Интересна точка зрения Карен Хорни, которая считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка. Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни "основной тревоги". Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет "идеализированным образом", имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также "суицидом исполнения", из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.

В работах известных американских суицидологов Н. Фарбероу и Э. Шнейдмана сам факт суицида трактуется как своеобразный призыв к окружающим, "крик о помощи" [2, 16]. Именно потребность суицидента в живом человеческом участии, готовность принять предлагаемую ему помощь служат основанием для возможности организовать профилактику самоубийств, что и отражает гуманистическую сущность практической психологической помощи [2, 17].

Одной из причин, вызывающих мысли о самоубийстве, является недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие "смерть" в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду, но смерть близких из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. А ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Можно сделать вывод, что дети и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком.

Кроме этого, подростковому возрасту в данном состоянии свойственны характерные признаки — словесные, поведенческие и ситуационные. Подросток склонен говорить о смерти, косвенно намекать о своём намерении, много шутить на тему самоубийства, либо проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Ребенок может раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами; стать неряшливым; проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении; быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Безусловно, решиться на самоубийство может прежде всего эмоционально депривированный подросток, испытывающий чувство социальной изолированности, отверженности вследствие физического, сексуального или эмоционального насилия, или слишком критического отношения к себе, что свойственно, прежде всего, ассимилятивно-аккомодативным детям.

Читайте также:  Как сделать рыбий хвостик

Нельзя забывать о характерных для всех подростков высокой степени внушаемости и стремлении к подражанию, что усложняет работу психолога по предотвращению «массовой эпидемии» (как говорят в СМИ) суицидальных попыток.

Одновременно расширение круга общения само по себе есть профилактика одиночества и отверженности. «Чем меньше у подростка социальных связей, тем скорее неблагополучие может привести к дезадаптации. И чем больше социальных связей, тем легче он может компенсировать неудачи в одной сфере переключением интересов в другую сферу», — пишет Д. С. Исаев [11, 5]. Ведь психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Но суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Крайне сложно само принятие возможности того, что подросток действительно является суицидальной личностью. Родителям свойственно скорее отрицать проблему, чем попытаться помочь, так как одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация.

Психологам известно, что суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения, поэтому бывают не настроены слушать. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и фрустрации. Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому. А. Г. Абрумова отмечет, что «общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении» [2, 17]. Более того, вступая с ним в дискуссию, мы можем не только проиграть спор, но и потерять его самого.

Вероятно, пришло время отказаться от оценки суицида как преступления и вслед за французским социологом Дюркгеймом формировать новые формы социального взаимодействия или социальных отношений — "религии человечности" [9, 35], в основе которой уважение человеческой личности. Вообще, общественные отношения Дюркгеймом трактовались как отношения согласия, солидарности, гармонии и сотрудничества, где индивид не игнорируется и в то же время не подвергается давлению со стороны общества. Таким образом, чувство согласия с обществом, считает Дюркгейм, «обуславливает чувство активного счастья» [9, 47].

Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами, которые ставит перед ним социум: занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее. Любая из этих задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи. Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И как важно найти оптимальную меру вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка взрослых.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента: эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социально -психологической дезадаптации личности в пубертатном периоде, отягощенный семейным анамнезом, личностными акцентуациями родителей, создающие в семье обстановку напряжения.

Д. С. Исаев пишет: «Так, суицидальное поведение детей до 12 лет, как правило, служит признаком и выражением шизофренического процесса, а с увеличением возраста суицидентов отмечается уменьшение удельного веса эндогенных депрессий и проявляется тенденция к преобладанию реактивных» [11, 7]. Автором отмечается разный характер протекания депрессии в зависимости от психологической акцентуации характера. Так, у гипертимного подростка — склонность к риску, пренебрежение опасностью; у циклотимного — субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе; у эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа (суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на малоопределенном стремлении "что-то с собой сделать"); сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности — реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией; психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса; для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов; подросток с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта, может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя; истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам; конформный подросток может совершить суицид за компанию[11, 9].

Для психокоррекционной работы необходимо знать не только уровень самооценки, но и уровень притязаний ребенка. Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятности невроти-зации личности и возрастание риска социальной дезадаптации. Как правило, применяют для психодиагностики суицидального риска методики Розенцвейга и Басса-Дарки, тест Личко "ПДО", тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, «Выявление суицидального риска у детей (авторы А. А. Кучер, В. П. Костюкевич), «Опросник суицидального риска» (модификация Т. Н. Разу-ваевой), тест Люшера, который может использоваться как дополнительный метод для определения эмоционального состояния. В качестве методов активного социально-психологического обучения могут проводиться социально-психологические тренинги проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокор-рекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Можно сделать вывод, что было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не

могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия. Опасность увеличивают также возрастные особенности. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация, свойственная психологии подростка, — пишет Д. С. Исаев, — выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти» [11, 12]. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.

1. Акопов, Г. В. Методы профилактики суицидального поведения / Г. В. Акопов. — Самара; Ульяновск, 1998.

2. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства // Соц. и клин. психиатрия. — 1996. — № 4. — С. 14-20.

3. Амбрумова, А. Г. Социальные и клинико-психологические аспекты самоубийств в современном обществе / А. Г. Амбрумова, Л. И. Постовалова // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. -1991. — № 1. — С. 26-38.

4. Бек, А. Методы работы с суицидальным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа. -2003. — № 1 (Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций).

5. Бек, А. Когнитивная терапия депрессий / А. Бек и др. — СПб.: Питер, 2003.

6. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии / М. И. Буянов. — М.: Медицина, 1992.

7. Гилинский, Я. И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением / Я. И. Гилинский. — М.: Просвещение, 1989.

8. Голант, М. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе — помоги другому / М. Голант, С. Голант. — М.: Институт психотерапии, 2001.

9. Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. — М.: Наука, 1990.

10. Зарипова, Ю. Программа психологической помощи подросткам "Поверь в себя" / Ю. Зарипова. — М., 2007.

11. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. — Самара, 2000.

12. Лаврикова, И. Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические исследования. — 2001. — № 4. -С. 134-137.

13. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

14. Литвак, М. Е. Как преодолеть острое горе / М. Е. Литвак, М. О. Мирович. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

15. Лукас, К. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства / К. Лукас, Г. Сейден. — М.: Смысл, 2000.

16. Малкина-Пых, И. Г. Кризисы подросткового возраста / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Академия, 2004.

17. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В. Ю. Меновщиков. — М., Академия, 2005.

18. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004.

19. Пурич-Пейакович, Й. Самоубийство подростков / Й. Пурич-Пейакович, Д. Й. Дуньич. — М.: Медицина, 2000.

20. Решетников, М. М. Психодинамика и психотерапия депрессий / М. М. Решетников. — СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 2003. — 328 с.

21. Слуцкий, А. С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов / А. С. Слуцкий, М. С. Занадворов // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 1. — С. 77-85.

22. Соколова, Е. Т. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс / Е. Т. Соколова, Ю. А. Сотникова // Вопросы психологии. — 2006. — № 2. — С. 103-115.

23. Справочник по психологии психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Питер, 1999.

24. Толстов, В. Г. Профилактика и психокоррекция поведения несовершеннолетних групп риска / В. Г. Тол-стов. — Сыктывкар, 2005.

25. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. — М.: Академия, 2005.

26. Режим доступа: http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm.

УДК 378 ББК 74.00

О. В. Бойченко, О. В. Нестеренко

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье представлена методика работы студентов с учебным материалом, рассмотрены способы взаимодействия студента с информационной системой, приведен анализ процесса обучения студентов. В информационной системе реализована методика обучения студентов, база данных изучаемых курсов, удобный графический интерфейс. В статье отображен факт необходимости разработки информационных систем и моделей при анализе обучения студентов.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, студент, процесс, анализ, методика, учебный материал, обучение, мотивация.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector