Сущность этики деловых отношений

Сущность этики деловых отношений.

Этика — система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, усвоенных и исполняемых личностью в жизни.

Этика деловых отношений — разновидность общечеловеческой этики, определяющая поведение личности в процессе трудовой деятельности.

В настоящее время возрос интерес к этой проблеме. Работодатель при приеме на работу интересуется не только узкопрофессиональными навыками соискателя, но и его умением работать в коллективе, понимая профессионализм как некую интегрированную величину.

Этика деловых отношений основывается в первую очередь на общих правилах поведения, сформировавшихся в человеческом сообществе в процессе его исторического развития. Следовательно, все правила межличностных отношений находят свое отражение в служебной этике.

Нормальный человек ведет себя одинаково в деловой, свободной и домашней обстановке. Социальный человек должен быть всегда корректным, вежливым и внимательным. Это не зависит от того, с кем и в какой обстановке он общается. Вежливый и внимательный — не значит слабый. Профессиональный человек должен уметь доказывать свою правоту в корректной форме.

Обычно общение начинается со знакомства. Здесь очень важно первое впечатление, следовательно, внешний вид собеседника, соответствующий ситуации, что демонстрирует как минимум его уважительное отношение.

Сущность этики деловых отношений

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемом в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделает одну из сфер общественной жизни.

Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственно выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, организации в целом.

Этика включает в себя систему специфических направлений, нравственных требований и норм, поведения, т. е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.

Для установления приятных и полезных деловых, взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием, как в бытовой, так и в деловой обстановке.

Читайте также:  Кто может работать библиотекарем

Практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.

Основные принципы этики деловых отношений

Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение деловых отношений,

В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современнее этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.

Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению.

Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель.

Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь.

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства.

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.

В современных условиях ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:

Читайте также:  Выстричь челку или нет

отношения между организациями;

отношения между организациями и государством;

отношения между организациями-производителями и потребителями;

отношения между организациями и владельцами (инвесторами);

отношения между организациями и местными сообществами;

отношения между организациями и окружающей средой.

Руководители и работники, которые сталкиваются с такими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что узнали о морали в своих семьях, от учителей, в церкви и т. д. Нередко безнравственные решения принимаются и нелицеприятные поступки совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения. Современные деловые отношения чрезвычайно насыщены этическими проблемами. Для их решения необходима выработка определенных подходов, установление «правил игры», содействующих успешному выполнению профессиональных задач участниками деловых отношений и согласованию интересов деловой сферы и общества.

Коммуникативная культура в деловом общении

Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

В заключение данной работы можно сделать краткие выводы:

1. Этика делового общения – это учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.

2. Основные принципы деловых отношений дают конкретному сотруднику в любой организации этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

3. Принципы этики деловых отношений служат основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

4. Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

Читайте также:  Элементы татарского узора

Деловые отношения — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей.

Этика деловых отношений — это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:

— этическая оценка внутренней и внешней политики организации;

— моральные принципы членов организации;

— моральный климат в организации;

— нормы делового этикета.

2. Сущность этики деловых отношений.

Этика деловых отношений изучает соответствие моральных норм человека, деятельности и цели организации и представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком в деловой сфере.

Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности. Работодатели уделяют всё больше внимания вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приёме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с деловым окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций.

Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Деловая этика – это происходящий либо до, либо после принятия решений процесс оценки решений на основе соотнесения их с моральными стандартами, присущими культуре данного общества.

Этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной деятельности.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector