Стиль косплей в одежде

Коспле́й (м., скл., яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра» [1] ) — это перевоплощение в различные роли, заключающееся в переодевании в костюмы и отыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги. Как правило, это увлечение включает в себя изготовление костюма и элементов атрибутики выбранного персонажа. Имеет некоторую связь с ролевым движением (отличие в том, что косплей не предполагает развития сюжета и характера персонажа, а концентрируется на характерных особенностях, описанных в источнике), а также с исторической реконструкцией (требует детального воссоздания исторического прототипа).

Уровень и сложность создания персонажей могут сильно различаться и варьироваться от простой тематической одежды до костюмов с высокой степенью детализации или сложной технической реализацией элементов.

Образ, выбранный для косплея, может быть взят из любого источника или придуман автором косплея как оригинальная идея либо как синтез различных известных персонажей и стилей (например, версия известного персонажа в стиле стимпанк).

Содержание

Этимология [ править | править код ]

Как считается, термин Cosplay придуман японским журналистом Такахаси [ уточнить ] в 1984 году после посещения конвенции Fiction World Science 1984 Worldcon в Лос-Анджелесе как контаминация двух слов: costume (костюм), произносящегося по-японски «косутюму», взяты первые две моры, к которым добавлено слово play (играть), «пурэ».

История [ править | править код ]

Золотой век научной фантастики, длившийся с 1930-х по 1960-е годы, а также успехи в научно-техническом прогрессе, подпитывая друг друга, стали основой для широкого распространения в западном и, во многом, мировом обществе футуристических идей литературных произведений [ источник не указан 673 дня ] . Эти же процессы дали старт для появления новых литературных жанров, таких как фэнтези или стимпанк. Поклонники этих жанров начали переодеваться в костюмы сродни маскарадным, в стилистике любимых произведений. Писатель и редактор Форрест Экерман [en] писал в отчёте «Fantastic Universe»: «Монстры, мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом» [2] .

Американский исследователь популярной культуры Рон Миллер указывает [ где? ] , что в США уже к 1960-м годам произошло формирование отдельных групп фанатов, изготавливающих и примеряющих на себя костюмы и образы полюбившихся им персонажей научнофантастической культуры [ источник не указан 673 дня ] . Но основным катализатором движения косплееров стали фестивали, посвящённые культуре американских комиксов. Первым фестивалем, где основной упор делался именно на жанр комикса, стал Detroit Triple Fan Fair [en] (DTFF). Он, несмотря на статус первого подобного фестиваля, смог заложить основы организации аналогичных мероприятий на долгие годы. Хотя главный упор в DTFF делался на индустрию комиксов, он сбалансированно осветил исторические и научно-фантастические кинофильмы, литературу, а также организовал конкурс костюмов, превратившийся в характерный атрибут таких фестивалей [ источник не указан 673 дня ] .

В 1970 году был проведен первый San Diego Comic-Con, ставший впоследствии ведущим мировым событием косплей-движения, а также распространивший свою франшизу на многие подобные фестивали по всему миру. На первом Comic-Con 1970 года было 145 человек, однако уже через 10 лет его посещало по 6000 посетителей, а позже количество гостей стало измеряться сотнями тысяч человек. Успех формата проведения Comic-Con International дал старт другим масштабным мультиформатным мероприятиям подобного рода: Electronic Entertainment Expo (Е3) в Лос-Анджелесе, Gamescom в Кёльне и другие; позже стало возможным проводить отдельные узкоспециализированные мероприятия, посвящённые конкретному продукту или одному издателю — BlizzCon, WG Fest и т. д.

Косплей, не являясь ключевым элементом подобных фестивалей, составляет важную их часть по привлечению и развлечению посетителей и гостей мероприятия [ источник не указан 673 дня ] . Для самих косплееров данные фестивали являются ключевыми и, во многом, итоговыми событиями к которым идет целенаправленная и длительная подготовка.

С течением времени менялась поп-культура, а вместе с ней менялись и основные тенденции, повлиявшие на косплей. Если в 1970-х—1980-х годах основными двигателями косплея были комиксы, то в 1980—1990-х к ним добавились кинофильмы. В 2000-е годы, по мере возрастания графических возможностей персональных компьютеров и игровых видеоприставок, косплееры начали активно черпать идеи в видеоиграх.

Читайте также:  Парки мода зима 2018

История косплея в России [ править | править код ]

Косплей пришел в Россию в 1999 году, тогда же в журнале «Великий Дракон» была опубликована первая статья, посвященная новому увлечению [3] . Через два года, в сентябре 2001 г. открылся первый русскоязычный сайт; изначально на нём были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Новой качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия. В начале нулевых основным локомотивом развития косплей-движения были аниме-выставки и фестивали, проходившие в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже, Краснодаре [4] , Казани [5] . В связи с этим в российском обществе и сложилось четкая ассоциация косплея и аниме.

Развитию косплея в начале второго десятилетия XXI века послужило несколько факторов:

  • глубокое проникновение интернета и информации о самом хобби, фестивалях, изготовлении костюмов, способах и нюансах обработки материалов.
  • доступность специализированных материалов EVA, ПВХ, PET и пр.
  • появление и развитие российских мультиформатных фестивалей Игромир и Comic Con Russia, Старкон, «Мультифест» [4] , «Феникс» [5] .

Наиболее значимым фестивалем косплея в России является всероссийский фестиваль японской культуры «Хиноде» [6] [4] , по итогам которого победители отправятся на соревнования в Японию. Фестиваль Хиноде является ежегодным и проводится в Москве с 2000 года [7] [8] .

Костюм [ править | править код ]

Главным атрибутом косплея является костюм, олицетворяющий образ персонажа. Как правило [ источник не указан 673 дня ] , костюм изготавливается косплеером самостоятельно из подручных или специализированных для бутафории материалов, однако существуют и покупные костюмы. В зависимости от сложности костюма его изготовление требует наличия навыков шитья, работы с бумагой и картоном, окрашивания, работы с пластиком, оргстеклом, тканью, умения работать со слесарными и токарными инструментами и т. п.

Также существуют команды и отдельные люди, специализирующиеся на обработке того или иного вида материала, изготовления определенного элемента костюма, услугами которых можно воспользоваться бесплатно или за деньги. Такие мастера получили наименование «крафтеры» (от англ. craft — ремесло) [ источник не указан 673 дня ] .

Косплееры часто используют дополнительные аксессуары: парики, макияж, контактные линзы, временные татуировки. Для многих персонажей важным атрибутом образа является их оружие или другие аксессуары. В случае имитации оружия на многих фестивалях действуют строгие правила по запрету применения в косплее боевого, травматического, страйкбольного и любого действующего оружия [ источник не указан 673 дня ] .

Моду можно воспринимать по-разному, для некоторых это серьезный бизнес, а для большинства – средство самовыражения и увлекательная игра, ведь с помощью моды мы можем делать жизнь ярче и интересней.

Если этого окажется мало, можно пойти еще дальше и заняться косплеем. «Костюмированная игра» — так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин cosplay (Costumed Play). Многие склонны относить косплей к бал-маскараду. Другие считают, что такое сравнение сродни представлению, что аниме — это японские мультики, а манга – детские комиксы.

Принципиальные споры на этот счет, похоже, не закончатся никогда, но существует данное основателями жанра определение. Оно очевидно, но каждый в свою очередь пытается сформулировать его в более удобной и понятной форме.

Косплей — это своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает исключительно японский антураж.

По-настоящему увлеченные косплееры утверждают – создавая образ, ты должен доказать, что ты — и только ты лучше всех играешь своего персонажа, ты — это он! Данное утверждение звучит категорично, но они видят в нем основную суть увлечения косплеем. Они желают максимально соответствовать своему персонажу из японских мультиков и рисунков.

Меня удивляет подобный подход к столь творческому делу. Если хочется перевоплотиться в другой образ, зачем так себя ограничивать? Возможно, именно поэтому, глядя на большинство костюмов, испытываешь разочарование.

Читайте также:  Как пользоваться антистатиком для одежды

Мне нравится косплей, но не такой, каким его видят большинство настоящих косплееров. Я предпочитаю смешивать дорогую одежду в разных стилях, используя натуральный мех, кожу питона, аксессуары с металлическими шипами, черное кружево, оборки и различную бижутерию в подходящем стиле.

Макияж и прическа завершают работу над собой. Зачастую этого достаточно чтобы создать образ фантазийной принцессы и даже темной королевы Хэллоуина.

Если же этого покажется мало, можно увенчать голову настоящей короной, но только не пластмассовой и не из папье-маше. Не скупитесь, купите корону от Dolce & Gabbana или другую корону из латуни с настоящими стразами Swarovski, лишь тогда она будет выглядеть украшением принцессы, а не шутовским головным убором.


Лучше выглядеть дорого и роскошно, нежели напоминать клоунов и аниматоров – неудачников. Поэтому вдохновение для лучшего косплея надо искать не в японских мультиках, а в мире моды, в хорошем кино и конечно в настоящем искусстве.

Это лучший путь для тех, у кого нет независимых источников вдохновения в собственном мире, ведь по-настоящему творческие люди сами создают своих персонажей. Именно так рождаются художественные произведения, по которым потом снимают фильмы и создают компьютерные игры.

Японский стиль одежды – характерный для современной Японии уличный стиль, в котором любят одеваться японские девушки и юноши. Хотя у большинства японский образ ассоциируется с чем-то этническим, например, с кимоно, на деле современные подростки в этой стране одеваются совершенно не так, как многие привыкли себе представлять.

Понятие японского стиля, по сути, объединяет в себе сразу несколько разновидностей стилей. Все они похожи между собой своей яркостью и эпатажем, однако имеют ряд различий, которые могут не бросаться в глаза людям непосвященным.

Harajuku (Харадзюку)

Этот стиль назван по аналогии с районом Токио, где, собственно, он и зародился. Район Harajuku находится недалеко от железнодорожной станции, в нем всегда бурлит жизнь. Он славен тем, что в нем открыто множество бутиков и магазинов одежды, в которых любят закупаться японские подростки. В стиле прослеживается смешение национальных японских мотивов и современной моды.

Особенности стиля – многослойность одежды, яркость цветов, обилие аксессуаров. Чтобы одеться в этом стиле, нужно подобрать как можно больше контрастных по цвету вещей. Желтый свитер поверх красной блузки, которая, в свою очередь, надета поверх синей майки, юбка-пачка розового цвета, сапоги или грубые ботинки, яркие полосатые колготки, гольфы или гетры – так может выглядеть девушка в стиле harajuku.

Особым шиком стиля считаются винтажные вещи или одежда, сделанная (или переделанная) своими руками. Harajuku направлен, в первую очередь, на самовыражение, на демонстрацию своей индивидуальности. Потому найти двух девушек или юношей, одетых одинаково в рамках этого стиля, найти практически невозможно.

Для полного стилевого соответствия непременно требуются аксессуары. Как кашу нельзя испортить маслом, так нельзя испортить колечками, браслетами, сережками образ в стиле harajuku.
В рамках данного стиля также предполагается необычная прическа в японском стиле и яркий макияж, который является очень желательной, но все же не обязательной составляющей, равно как и кислотные пряди в волосах.

Уличный стайл harajuku стал своеобразной базой, на которой выросли многие другие японские стили. Взяв его за основу, японские подростки создали множество других, не менее интересных стилей и образов.

Lolita

Лолита – стиль уличной моды, распространенный среди японских представительниц прекрасного пола. Лолиты — девушки и женщины, пытающиеся выглядеть по-детски мило, уделяя особое внимание аккуратным платьицам в японском стиле. В итоге получается нечто, более всего напоминающее фарфоровую куклу: для придания своему лицу соответствующей белизны девушки активно используют пудру и тональный крем.

Любительницы Lolita предпочитают одежду более спокойных расцветок, нежели в стиле harajuku. Также у представительниц этого стиля нет большого обилия аксессуаров. Обычно они надевают небольшое количество бижутерии, а также перчатки, банты, шляпки.

Читайте также:  Ободок из волос на короткие волосы

Образ Лолиты можно назвать самым спокойным из всей плеяды ярких японских образов, но отнюдь не самым скучным. Ведь он удивительным образом позволяет выделить в девушке как внутреннего ребенка, так и настоящую женщину. Различают свыше двадцати видов Лолит.

Косплей («ролевой костюм в японском стиле»)

Этот молодежный стайл, хоть и зародился в Японии, уже давно распространился далеко за ее пределами. Суть его заключается в подражании любимым персонажам из аниме, манги, компьютерных игр. Предпочитающие этот образ выбирают какого-нибудь мультипликационного или компьютерного героя, а затем стремятся максимально приблизиться к нему внешне путем подбора одежды и аксессуаров.

Особенность косплея заключается в том, что это не просто образ в одежде, но целая субкультура. Среди ее представителей встречаются не только девушки и юноши подросткового возраста, но и вполне взрослые люди.

Decora

Само название этого стиля наводит на мысль о том, что его центральным атрибутом является декорирование. Приверженцы decora большое значение уделяют «украшательству».

Украшений на любителях (чаще – любительницах) этого стиля так много, что нередко их можно услышать раньше, чем увидеть: цепочки, браслеты, кулончики и прочие украшения в огромных количествах звенят, как полковой оркестр.

Нередко поклонники decora специально вешают на себя настоящие колокольчики, чтобы шума было еще больше.

Kawaii (кавай)

В стиле кавай больше всего инфантильности и трогательности. Любители его одеваются в мультипликационных героев (но не только в героев аниме, как это делают фанаты косплея), милых зверушек, даже в игрушки. В своем образе они используют пастельные тона и цвета, традиционно считающиеся детскими: голубой, розовый, желтый, зеленый.

Аксессуары используются тоже самые детские, в идеале – пластмассовые, нежных цветов. Не возбраняется наличие сумочки в виде смешного зверька или же мягкая игрушка в руках. Чем больше в образе детского — тем лучше.

Слово «кавай» вошло в активный лексикон многих российских детей, подростков и даже взрослых людей. Прилагательное «кавайный» обычно подразумевает что-то до крайней степени умилительное и трогательное.

Ganguro (Гангуро)

Гангуро можно без преувеличения назвать самым гламурным из всех японских молодежных стилей.

Если во всех предыдущих стилях центром внимания является одежда, то в гангуро акцент делается именно на внешности. Дословно название стиля можно перевести как «черное лицо». И действительно, девушки в этом стиле всегда загорелые, даже очень загорелые. Порою этот загар выглядит весьма неестественно, настолько темной может быть кожа. Зато волосы у гангуро непременно белые, хотя часто бывает, что девушки красят их в более кричащие цвета: розовый, зеленый. Важно, чтобы они обязательно были светлыми и смотрелись довольно антагонистично по отношению к загорелой коже.

Гангуро требует ношения яркой одежды, желательно тоже светлой – для подчеркивания загара. Большинство девушек отдает предпочтение розовому цвету. Носить предпочтительнее всего мини. Из обуви представительницы стиля чаще всего носят сапоги на высокой платформе, либо же аналогичные туфли.

Особую необычность образу придает специфический макияж в японском стиле. Для него используются светлые оттенки. Девушки красят губы светлой помадой, подводят черным глаза, но тени используют светлые: белые, голубые, перламутровые.

Аксессуары гангуро используют столь же гламурные и яркие. На первом месте среди них – стразы и искусственные цветы.

Visual kei

Означает, буквально, «визуальный стиль». Изначально так назывался музыкальный жанр, возникший на базе японского рока и глэма в 1980-е. Затем японская молодежь сформировала субкультуру Visual kei, в недрах которой и зародился одноименный стиль. Он характеризуется андрогинной направленностью, необычными прическами, ярким макияжем и гримом.

Помимо этого представители Visual kei предпочитают украшать себя оригинальной рок-атрибутикой. Приверженцы стиля стремятся шокировать окружающих своим внешним видом, копируя внешний вид любимого ими музыкального коллектива. Представители Visual kei могут смешивать в своем образе несколько подвидов стиля (их насчитывается около 15-ти).

«>

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector