Элементы татарского узора

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Цветочно-растительный орнамент и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Золотая нить и растительный узор татарских рукодельниц

Этнический орнамент в последние годы словно обрел второе дыхание. И теперь на улицах российских городов можно встретить модниц, чья одежда вышита национальным узором. Подобные элементы декора можно встретить и во многих квартирах. Отдельного внимания достойна и татарская вышивка. Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» в сегодняшней колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает, какой шов был традиционным у татар и какими узорами мастерицы украшали ткани.

«Татарки — большие рукодельницы»

В последнее время много разговоров о традиционном или этнографическом дизайне. Молодые и не очень мастера, художники, дизайнеры и производители сувенирной продукции предлагают современному татарину/татарке или простому туристу различные работы по национальным мотивам. Наиболее популярными стали образцы узоров из вышивки.

Читайте также:  Шаль крючком мотивами схемы и описание

Соответственно, именно вышивка и тот орнамент, который воспроизводится ней, становится своеобразным проводником, знакомящий обывателя с материальным наследием татарского народа.

Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых, для этого не требовалось сложных манипуляций. В техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища. Как известно, тканевого убранства в доме татарина было всегда много — разнообразные занавеси, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, наволочки подзоры, молитвенные коврики (намазлыки). И как было отмечено еще К.Ф. Фуксом, «татарки — большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, все их рукоделия вывешиваются по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями».

Калфак. Начало XX века. Фото izo-museum.ru

Тамбурный шов и золоченые нити

Начиная рассказ о вышивке, первое, что вспоминается, — это вышивка тамбурным швом (ряд петелек, выходящих одна из другой), который был повсеместно распространен как среди Волго-Уральских татар, так и среди многих других тюркских народов. Причем одна из узнаваемых особенностей — полихромия, когда узор из одного цвета, перетекал в другой, и за этой хаотичностью и многообразием, складывался органичный и приятный для восприятия орнамент. Основной мотив — растительно-цветочный, переплетающийся между стежками в нескончаемый узор.

Сам шов был разный. Низкий тамбур вышивался шелковой, хлопчатобумажной нитью по контуру, крупными стежками, создавая практически невесомый рисунок. Для высокого тамбурного шва использовали крученые, достаточно толстые шелковые, хлопчатобумажные или гарусные (шерстяные) нити. Представлял собой множество мелких стежков, которые из-за «маленького шага», получались объемными. К 70-м годам XIX века среди татарских мастериц широкое распространение получает вышивка на тамбурной машине, которую, рассылали французские и американские торговые фирмы-производители. К тому же вторая половина XIX века подарила обилие новых, насыщенных и богатых по палитре цветов в анилиновых красителях. Все это позволило ускорить процесс изготовления и еще более расцветить вышивку.

Не менее известным, а может и более, было золотное шитье, получившее широкое распространение среди татар с конца XVIII века. Прежде всего, это связано с «каляпушным промыслом», который в конце XIX века кормил многих мастеров и мастериц Казани и Заказанья. Основная продукция — вышитые золотом бархатные калфаки, тюбетейки и обувь. Бархат для головных уборов закупали высших сортов, и привозился он из Западной Европы, Средней Азии, Турции, Ирана и даже Индии. Причем эти изделия продавались не только в лавках Сенного базара в Старо-Татарской слободе, а вывозились на ярмарки Российской империи, в Москву и Нижний Новгород, на Урал и в Сибирь, а также в Среднюю Азию.

В Национальном музее Республики Татарстан сохранились замечательные ранние образцы полотенец, где для вышивки, наравне с шелковыми, применялись плоские золоченые нити — бить. Узор был более графичный, чем в более поздних изделиях, а цвета — менее насыщенные из-за того, что краски были натуральные.

Полотенца. Фото: Елена Сунгатова / art16.ru

В запасниках музеев сохранилось больше всего изделий с золотной вышивкой периода XIX — начала ХХ века. В это время использовались не золотые и серебряные, а металлические, очень плотно навитые на основу из бумаги нити: канитель — металлическая проволока, скрученная в виде спирали и трунцал, представляющий из себя плоскую металлическую нить, скрученную также в спираль. Причем для украшения применяли не только вышивку золотом, но и жемчуг, бисер, стеклярус, пайетки, позумент, бахрому, металлические спирали и кисти, а также разнообразные монеты и другие декоративные нашивки из металла и камня. Для татарской золотной вышивки была характерна техника гладь «вприкреп». Шов в вышивке покрывал только лицевую часть изделия, оставляя с изнаночной стороны маленький стежок.

Нельзя забывать и о знаменитых полотенцах «казан сөлгесә», где золотная вышивка выполнялась тамбурным швом. Подобные полотенца в основном изготавливались на заказ и шли на экспорт. Основа была из фабричной хлопчатобумажной ткани, к которой пришивались концы, из той же материи или шелка, обильно украшенные не только вышивкой, но и бахромой, пайетками и прочими декоративными элементами.

Мишарский акцент

Относительно украшения тканей Н.И. Воробьев в своей работе «Материальная культура Казанских татар», описывая их декорирование, отмечал, что среди татар бытовала и аппликация, когда узор создавался при помощи пришитых полос лент, бантов и розеток из них. Другая техника, приведенная им, ко второй половине XIX века вышла уже практически из бытования. Ее название «ушковая», здесь каждый лепесток нашиваемого цветка (чаще астры и георгина) делался отдельно из кусочка ленты свернутого в «ушко», создавая объем.

Среди татар разных регионов распространены были не только описанные выше техники вышивки. К примеру, как было отмечено С.В. Сусловой, у мишарей и приуральских татар в ходу была вышивка «по выдергу» или цветная перевить — из тонких шерстяных нитей по разреженному холсту, когда более тонкой нитью обвивались образовавшиеся после разрежения ткани, освободившиеся нити основы и утка. У мишарей окско-сурского междуречья, была распространена вышивка гладью с использованием разноцветных шелковых нитей. Причем гладьевой шов использовался только при заполнении внутреннего поля узоров, а сами контуры, как правило, выполняли тамбурным швом. Широко распространена была вышивка в технике «крест» у мишарей (темниковско-азеевские мишари вышивали традиционные белые домотканые рубахи) и в большей степени у татар-кряшен (впрочем, уже в ХХ веке стало распространено повсеместно). Они украшали головные уборы «сурәкә» и свадебные мужские рубахи.

Читайте также:  Джинсовые костюмы для девочек

Интересно отметить, что уже к середине ХХ века вышивка гладью и «крестом» стала наиболее распространенной среди татарского сельского населения. И когда сегодня многие наши современники вспоминают свое детство в деревне, то именно эти образцы для них более привычны, чем ранние.

Намазлык. Начало XX века. Фото izo-museum.ru

Техника узора

Переходя к тому, как выглядел узор вышивки, необходимо отметить, что, несмотря на то, что наиболее распространенным был стилизованно-растительный, существовали и другие варианты.

Геометрический орнамент в вышивке, в наибольшей степени был распространен у кряшен и в золотошвейном деле астраханских татар. Представлял собой зачастую повторение тканого узора, временами заменяя его. В основном это короткие и длинные, разной ширины, повторяющиеся линии, зигзаги, шестиконечные и восьмиконечные звезды, солярные знаки и прочие подобные фигуры.

Зооморфные и антропоморфные изображения были также присущи вышивке у татар. К примеру, такие встречающиеся мотивы, как птицы (чаще парные), вышитые золотной гладью на бархатных калфаках. На намазлыках и концах полотенец можно было увидеть стилизованных животных, птиц, мифических существ, или даже фигуры людей. Безусловно, принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной лини в вышивке, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор.

Композиционно построение было не однотипным, встречался стилизованный волнообразный узор, букетный, сетчатый, центрально-лучевой, круговой, розетками и в шахматном порядке. Что касается самого изображения, то наиболее часто встречаемые в вышивке делились на три основные группы: степные, луговые и, безусловно, садовые цветы и растения, то есть, то, что мастерицы могли видеть воочию и передавать увиденное из поколения в поколение. К тому же узор мог быть выполнен как практически ботаническая копия, так и быть фантазией автора.

Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010-го по 2013 год — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Конспект занятия

Тема: «Татарский орнамент»

Цель: познакомить детей с татарским орнаментом и его вышивка на платочке.

Обучающие: 1. Дать понятие об элементах и особенностях татарского мужского и женского костюмов.

2. Научить применять татарский орнамент в современной жизни.

Развивающие: 1. Развивать творческие способности учащихся, глазомер, воображение, художественный вкус, осуществлять межпредметные связи (музыка, история, технология ).

Воспитывающие: 1. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности.

2. Воспитания любви и бережного отношения к декоративно-прикладному искусству.

Материал: ткань 30*30 см., разноцветные нитки, иголки, ножницы, карандаш, пяльцы, шаблоны орнамента «Тюльпан».

Демонстрационный материал: элементы татарского орнамента на каждого ребёнка.

Практическое задание: сделать вышивку на платочке по шаблону «Тюльпан».

Здравствуйте ребята, исэнмесез!

Собрались мы в дружный круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся
И за руки все возьмемся.

Руки к солнцу протянули

и скорей к груди прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

— Каждый сосед улыбнулся друг другу? Все подняли себе настроение?

— Мы с вами уже не раз беседовать об обычаях и традициях татарского народа. Вы уже знаете о том, как жил в древние времена татарский народ, знаете о некоторых татарских народных праздниках, познакомились с играми, песнями и танцами этого замечательного народа.

А сейчас внимательно посмотрите на меня, и скажите почему я так ярко и необычно одета, о чем сегодня пойдёт речь? (о татарском костюме)

— Скажите, что украшает мой костюм? (Орнамент)

— Где используют орнамент, как и каким способом? (используют в одежде, в кухонной утвари, в интерьере, в украшениях. Рисуют, наклеивают, чеканят, режут по дереву, вышивают)

Читайте также:  Заговоры на быструю и удачную продажу квартиры

— Сегодня мы продолжим знакомство с культурой татарского народа и поговорим о татарской национальной одежде и татарской вышивке.

— Попробуем представить себя в костюме. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде).

— Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников).

— Давайте посмотрим, как раньше одевался татарский народ?

Слайд. Мужской праздничный татарский народный костюм.

— Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или же камзол, который тоже был украшен вышивкой. Обязательный элемент – пояс. А на голове носили тюбетейку.

Слайд. Тюбетейка.

— Тюбетейки шились из бархата, украшались вышивкой из бисера или золотыми, серебряными нитями.

Слайд. Повседневная мужская татарская одежда

— У мужчин была праздничная одежда, сшитая из дорогих нарядных тканей, которую они носили по праздникам или на важные события. И была повседневная одежда, в которой они ходили большую часть времени.

Слайд. Женский праздничный татарский народный костюм.

— Перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку- камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки) .

Слайд. Калфак

— На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, драгоценными камнями.

-Как вы думаете эта одежда считалась праздничной? Конечно же –да, её одевали по особым случаям.

Слайд. Повседневная одежда татарской женщины.

— В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Такой костюм состоял из длинного платья с оборкой и передника. Голову женщины покрывали платком, завязывая его особым образом. Платье и передник, тоже были украшены вышивкой, но простыми нитками.

Слайд. Ичиги.

— На ногах и женщины и мужчины носили ичиги — сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.

— Ребята, теперь вы знаете, как выглядит народный татарский костюм женщин и мужчин. Давайте сравним костюмы русского, бурятского и татарского народов

Слайд. Русский, бурятский, татарский старинные костюмы.

— Скажите чем отличается женский татарский костюм от других костюмов? (дети перечисляют основные элементы костюмов)

Слайд. Русский, бурятский, татарский современные костюмы.

— Скажите, чем отличается национальные костюмы? (дети перечисляют основные элементы костюмов, их оформление)

-Молодцы. Какой можно сделать вывод? (татарский костюм отличается орнаментом, и изобилием вышивки).

Слайд. Татарский орнамент

У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» — применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид – «зооморфный» — среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

— Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом. Вышивка использовалась практически на всех предметах костюма. И не только. А вот где ещё использовалась вышивка нам расскажет Аня Иващенко. (Рассказ об использование вышивки в интерьере дома и приданного будущей невесты. Приложение 1). (Демонстрация старинных вышивок)

— Спасибо Аня за интересный рассказ. А сегодня мы начнём вышивать небольшие платочки. Как вы думаете, где можно их использовать? Правильно. А мы наши платочки используем для татарского танца. (Показ фрагмента ролька «Танец с платочками» в исполнении школьного ансамбля «Сандугач»)

— Но прежде чем приступить к работе давайте немного разомнёмся. (Физминутка)

-Теперь вспомним технику безопасности при работе с ножницами, иглами (ответы детей).

-У вас у каждого на столе лежат шаблоны орнамента «Тюльпан», ваша задача – используя шаблон нанести рисунок на ткань, размер которого 30*30 см. В правом нижнем углу с лицевой стороны ткани нанесите рисунок. Теперь «тамбурным швом» по контуру рисунка сделайте вышивку.

(Во время работы детей фоном включается музыка с татарской национальной мелодией).

Итоги работы.

— Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, и яркие работы у нас получились (рассматриваются работы ребят).

И так, ребята, Чему мы научились и что нового узнали на уроке?

1.Чем у татарского народа украшают традиционные головные уборы? (вышивка)

2. Женский татарский национальный головной убор? (калфак)

3.Элемент национального костюма сельской женщины? (фартук)

4. Национальная кожанная обувь? (ичиги)

5. Узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов? (орнамент)

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector