Якорь для песчаного дна

На непосвящённый взгляд — якорь представляет собой весьма простое, если не сказать примитивное, устройство. То же самое можно сказать и о принципе его работы: по мнению многих «сухопутных жителей», чем тяжелее якорь, тем он эффективнее. Однако, это далеко не так. Постараемся подробнее рассмотреть, какие типы яхтенных якорей существуют и как они «работают».

Виды якорей

От того, насколько правильно подобран якорь, зависит очень многое: вплоть до сохранности самого судна, его экипажа и пассажиров. Для правильного выбора якоря для любого судна следует учитывать целый ряд факторов:

  • Предназначение якоря.
  • Его тип и рабочие свойства.
  • Тип и габариты судна.
  • Акватория применения.

Предназначение

По своему предназначению — якоря делятся на становые, вспомогательные, «мёртвые», якоря-завозы, плавучие. На современных яхтах обычно используются два первых типа, иногда на больших океанских яхтах могут использоваться и плавучие якоря. Они предназначаются для предотвращения разворота судна бортом к волне при сильном волнении. «Мёртвые» и якоря-завозы используются для долговременного закрепления специальных судов, плавучих платформ, сигнальных буёв.

Становые якоря

Основным типом яхтенного якоря является становой, он же аварийный, штормовой. Он предназначен для удержания судна на месте при ветре и волнении значительной силы. Аварийным он называется потому, что в его «обязанность» входит предотвращение сноса судна в шторм, либо при иных непредвиденных ситуациях. Допустим, у яхты отказал двигатель, вышло из строя рулевое управление и т.д. В этой ситуации становой якорь является гарантией от выброса судна на мель или рифы, поэтому он должен обладать максимальной держащей силой. Также они применяются для постановки яхты на якорь в порту или марине.

Вспомогательные

Зачастую становые якоря обладают большой массой и габаритами. В связи с этим, использовать их при повседневных кратковременных стоянках бывает проблематично. Скажем, если вам захотелось порыбачить в хорошую погоду, искупаться или просто отпустить штурвал и отдохнуть в шезлонге с бокалом вина. Отдача и, тем более, снятие со станового якоря, потребует больших усилий. Для подобных случаев на яхтах имеются компактные виды якорей – лёгкие верпы. Они, конечно же, не могут удержать судно от дрейфа в непогоду, но оправдывают своё применение при небольшом течении или лёгком волнении. Служат такие якоря и в качестве дополнения к основному (аварийному) якорю в штормовую погоду: отданный с кормы, лёгкий верп позволит избежать разворота яхты вокруг основного якоря.

Тип судна

От размеров яхты также во многом зависит выбор якоря. Если для маленькой парусной лодки или небольшого катера, предназначенного для плавания по внутренним водоёмам, будет вполне достаточно одной «кошки», то к якорному вооружению океанской яхты нужно подходить более ответственно. Под понятием «тип судна» подразумевается его линейные размеры: длина, высота бортов и надстроек, их площадь. Именно эти показатели определяют парусность конструкции яхты: чем она больше, тем с большим воздействием ветра приходится бороться якорю.

Меньшим фактором в данном случае является вес яхты, он играет существенную роль лишь при наличии значительного течения. В данном случае сносу яхты способствует её осадка, зависящая и от общей массы судна. Для облегчения вычислений и правильного подбора яхты — существуют специальные таблицы, по которым можно определить минимальную держащую силу того или иного типа якоря для судов с различными габаритами. Ниже приведена такая таблица для моторных яхт и катеров.

Тип якоря

Сегодня в продаже имеется огромное количество яхтенных якорей самых различных конструкций, обладающих разными эксплуатационно-техническими характеристиками. Основное различие между ними состоит в области применения. Каждая из этих разновидностей лучше всего работает на определённом типе грунта: песчаном, илистом, каменистом. Перед приобретением якоря следует иметь представление о типе грунта акватории, где вам предстоит чаще всего ходить под парусом. Рассмотрим наиболее часто применяемые в современном яхтинге — типы якорей.

Читайте также:  Как укоротить трикотажную юбку

1. Дэнфорта. Якоря подобной модели сегодня являются одними из самых востребованных, они используются яхтсменами всего мира. Лучше всего они «работают» на плотных песчаных грунтах, показывая при этом держащее усилие порядка 50 кг на килограмм своего веса. В связи с этим, они отлично подходят для габаритных морских яхт. Среди минусов: свойство зарываться в грунт, поэтому поднятие его вручную бывает затруднено. Другой недостаток — это непригодность применения на каменистых морских грунтах.

2. Фортресс («Крепость»). Одна из усовершенствованных моделей якоря Дэнфорта, корпус которой изготавливается из алюминиевого сплава. Приспособлен для постановки яхты на якорь на илистых и прочих грунтах со слабыми удерживающими показателями.

3. Якорь Матросова. Его особенностью является отличные удерживающие способности на твёрдых грунтах: каменистых и галечных. Может прочно удерживать яхту даже после её разворота на 180 о . Среди недостатков можно указать относительно большой вес, поэтому якорь Матросова более целесообразно применять на больших яхтах, снабжённых подъёмным механизмом с механическим приводом.

4. Якорь-плуг. Один из наиболее надёжных якорей при использовании на песках, а также на дне, покрытом водорослями. Якорь-плуг (весом в 20 кг) может вполне удерживать 15-метровую яхту. Несколько хуже удерживающие показатели у плуга на слабых почвах: илистых или глинистых. Под напором шквалистого ветра яхта, поставленная здесь на плуг, может дрейфовать. Усовершенствованными моделями плуга являются «Сикьюр», «Дельта», «Рокна», «Кобра», «Бюгель» и т.д.

5. Кошка. Недорогой и весьма простой якорь, отлично подходящий для небольших лодок, а также в качестве вспомогательного для более крупных судов. Заработал популярность в среде яхтсменов своей универсальностью: он хорошо держит небольшую лодку практически на любом типе грунта. Исключение составляют прибрежные грунты с большим количеством корней и коряг: высвободить из их сплетения зацепившуюся кошку бывает порой невозможно.

всем привет.
Решил поделиться как я сделал себе якорь для лодки вообще без каких то инструментов(болгарки, сварочники).
Рым-гайка, болт, старый тормозной диск и ровно 1 минута времени. Без держит 320 флинк оч.хорошо(получше привязанных кирпичей)

Смотрите также

Комментарии 68

Не плохой якорь для небольшого озера с песчаным дном . На течении держать не будет …а если в илистое дно засадиш то тремя лодками не вытащишь (обрезать шнур). По опыту понял, лучший якорь овощная сетка с камнями, и таскать лишний вес с собой не приходиться, иесли влип в ил, оторвал шнур и в путь .

Ну… если вам нравится и полностью устраивает то значит это идеальное решение.
Я себе сделал из старой чугунной сковороды, шпильки и рым-гайки. Округлые формы -лодку не проткнет. Лодку держит.

Точно такой же якорь пользую ) только без всяких рым и гаек и болтов. Просто привязал веревку к диску от газели )))

Жестяная банка из под кофе залитая свинцом с петлей и компактно и вес отличный.

Имеет место быть, молодец. А я отлил в тетропаковский пакет пару бетонных грузов. Плоские, тяжелые, присасываются ко дну как надо, не ржавеют. Все придонные снасти только на них, оторвал — не жалко. Немеренное количество можно отлить разных размеров. Столько тормозных дисков не найдешь;)) Конечно данный девайс к случаю. При течении любой груз не спасет. Нужен настоящий якорь с системой самовытаскивания. Народ ниже пишет про Волгу… С форватором 14 метров, якоря тащит течением, не говоря уже о набегающем ветре. Всегда приходится лодку подтягивать, а порой и якориться заново.

Читайте также:  Способ завязать шарф на шее

От правильного выбора якоря может зависеть многое: попасть в шторм проще, чем кажется. Да и не всегда нужен шторм, хватит сильного ветра, чтобы нарушить комфортную рыбалку или отдых на воде. Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

Некоторые судовладельцы, положа руку на сердце, используют 10-12 кг кирпичей. В штиль, и даже при небольшом ветре, такая беспечность допустима. Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.

Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

– Удерживающая сила. Чем выше удерживающая сила, тем менее громоздкий якорь придётся с собой таскать. Достаточно усредненный показатель для большинства типов якорей: на каждые 100 кг водоизмещения 1 килограмм веса якоря. Вообще, у любого продавца должны быть списки, в которых наглядно приведены расчётные данные по тому или иному виду якорей.
– Поверхность дна. Из всех видов якорей только Адмиралтейскому якорю неважна поверхность: он может удерживаться на любом типе дна. Остальные могут работать более качественно на одном из грунтов, и вообще не работать на другом.

Виды якорей

1. Якорь-кошка
Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся "подарить" якорь-кошку коряге.
Некоторые судовладельцы, при изготовлении самодельных якорей этого типа, учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую, чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.

2. Якорь Данфорта
Отличается высокой удерживающей силой на илистых участках дна. Две широкие, продолговатые и острые лапы, расположенные на близком расстоянии друг от друга, способны вонзаться в мягкие участки дна и создавать качественно высокую фиксацию катера.
Якорь имеет несколько угловатую форму, не складывается и обладает большим весом, что делает его нерентабельным для плавсредств с небольшим водоизмещением.

3. Якорь Матросова
Напоминает, по модификации, якорь Данфорта, но отличается более высоким сцеплением с дном, которое обеспечивают штоки. Оно (сцепление) остаётся высоким даже при развороте катера на 360", что особенно актуально в сильный шторм. Это же качество можно добавить к списку минусов, т.к. бывает очень проблематично извлечь якорь из дна. Хорошо подходит для илистых и мелко каменистых участков дна.

4. Якорь Холла
Схожая, с двумя вышеприведёнными, модель якоря. Якорь Холла действует так: коснувшись дна, он ложится плашмя, когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу. Удерживающая сила напрямую зависит от грунта. Из рыхлого и неоднородного дна такой якорь попросту вырвет. Не подходит для водоёмов с мягкими и илистыми поверхностями.

Читайте также:  Шапка шлем для грудничка спицами

5. Адмиралтейский якорь
Адмиралтейский якорь всё больше перемещается в музеи, и всё меньше его можно встретить на любом судне, будь то лодка, катер или же яхта. Адмиралтейский якорь сильно уступает по силе якорям, в которых используются две лапы для фиксации. Тем не менее, и у него есть свои, хоть и небольшие, преимущества. Например, практичность. Адмиралтейский якорь подходит для водоёмов с любым типом дна. Одинаково крепко удерживает катер, и на илистом грунте, и на каменистом, и на увитом водорослями дне.

6. Якорь "кобра"
Обладает высокой удерживающей силой (до 25-30 кг на килограмм веса якоря). Благодаря широкой и острой лапе, он не только крепко цепляется, но при выскакивании способен быстро зацепляться за другие участки дна. Хорошая модель, но достаточно проблематично найти якорь-кобру небольшого размера. Хорошо показывает себя на мелко каменистом и песчаном дне.

7. Якорь "Плуг"
Конструкция схожа с якорем "кобра", но, в отличие от последнего, не является монолитной. Состоит из двух независимых частей, которые скреплены таким образом, что "плуг" качественно удерживается в грунте даже при развороте плавсредства до 180".

Улучшение фиксации, практические советы.

1) Цепь
Цепь с крупными звеньями, соединяющая якорь и трос, способна увеличить удерживающую силу якоря. Происходит это благодаря пригибанию веретена: цепь пригибает его максимально близко к дну (вырвать якорь, при таком положении, становится сложнее). Необходимо, чтобы длина троса превышала в семь-десять раз расстояние до дна. В таком случае, удерживающая сила будет увеличена полноценно.

2) Поплавок
Предусмотрительным шагом будет сделать поплавок из пенопласта, который крепится почти на краю каната, в метре от узла. Отвязавшийся или вырванный – найти его будет гораздо легче.

3) Закрепление
Наиболее выгодна точка, которая находится максимально низко по форштевню. Чем выше крепление, тем больше рычаг и, соответственно, тем меньшее усилие требуется для того, чтобы перевернуть плавсредство или подтопить нос. В шторм такое вполне может произойти.

4) Количество якорей
Хотя бы два. Помимо станового должен быть, пусть небольшой, верп (вспомогательный якорь). Это самый минимум, который должен находиться на борту. Неплохо добавить в список штормовой якорь или якорь-парашют (который почти невесом), но многие судовладельцы очень ревностно относятся к "лишним" предметам на борту.

5) Как сохранить якорь
Поверхность дна бывает засорена корягами и затопленными деревьями, заброшенными ловушками для крабов и прочим мусором, вероятность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйрепа с буйком, не следует. Лучше всего иметь буек (он называется томбуй) с буйрепом длиной 10 — 25 м (зависит от глубины, на которой вы встаете на якорь) постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.
Если якорь застрял и поднять его за якорный канат без риска обрыва невозможно, достаточно потянуть за буйреп, и якорь освободится.
Хорошо закрепить на тренде постоянную скобу или сделать отверстие для буйрепа.

И еще один способ спасти якорь без томбуя изображен на рисунке ниже.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector