Фартук татарский национальный

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фартук в татарском национальном костюме Выполнили ученики 5 Б класса ГОУ «СОШ № 12» Рамазанова Элина Замалиева Камилла Салимгареева Алина Губайдуллина Ленара Руководитель: Мухамедзянова Ф.С.

Вопросы исследования Назначение передника в татарском национальном костюме Виды фартука в татарском костюме Виды отделки татарского передника Назначение фартука в современном костюме

Татарский национальный костюм Татарский женский костюм различался не только функционально, но и по возрастному принципу. В нем больше заметны территориальные особенности определенного края и декоративно- художественного оформления. В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник- күкрәкче и штаны. Передники – алъяпкыч, алчүпрәк, алъяпма также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца 19- начала 20 веков.

Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи, а молодые кряшенки часто их повязывали и поверх камзола, жиләна. Традиционный передник несколько короче рубахи, чтобы была видна украшенная часть её подола.

В начале ХХ в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом верхняя часть (буй) все больше подгонялась к фигуре, а подол (итәк) становился пышным.

В комплекс женской одежды входил и передник (алъяпкыч). Назначение его в разных регионах проживания татар неодинаковое. Так, если у татар Окско-Сурского междуречья передник входил чаще в комплекс рабочей одежды, то в районах Предкамья, северного Приуралья, Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин и девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных передников (алмалы алъяпкыч, чиккән алъяпкыч) приходится на эти районы

В середине 19 – начале 20 века у татар бытовало 2 типа женского передника: 1) крепящийся у пояса ( на талии) и 2) крепящийся на плечах. 1-й тип состоит из двух вариантов: с нагрудником и без нагрудника. Вариант с нагрудником – более ранний, по покрою и форме аналогичен мужскому алъяпкыч; его шили прямым, из домотканого полотна и сверху пришивали нагрудник шириною в одну точь ткани, который крепился лямкой и перекидывался через шею. К переднику пришивались длинные завязки, которыми он крепился на талии. Другим вариантом передника 1 типа является передник без грудки, в виде полотнища ткани с завязками; шили его из холста (иногда орнаментированного браными узорами) или из ситца.

Передник 2-го типа, крепящийся на плечах, похож на тунику. Он имеет следующие варианты: с цельным передом и закрытой (до талии) спинкой (он закрывал не только весь перед и верхнюю часть спины, но и бока, поэтому он называется Төрешле алъяпкыч, т.е. передник, который обертывает стан женщины) 2) с отрезным по линии талии передом и цельной спинкой (аркалы алъяпкыч) 3) с коротким, в виде кокетки остовом, к которому пришит широкий, закрывающий перед и бока, подол. На уровне кокетки сделаны проймы для рук, отсюда и название передника култыклы алъяпкыч.

В середине 19 в. Наибольшее распространение имел передник 1 типа (кукрәкчеле алъяпкыч). Среди казанских татар, в том числе и среди кряшен, широко бытовали передники, украшенные многоцветными выборными узорами и тамбурной вышивкой. Во второй половине 19 в., в период распространения фабричной ткани, прежде всего ситца, получили признание разнообразные варианты передника 2 типа (т.е. крепящиеся на плечах). Для девушек и молодых женщин, особенно села, передники, декорированные воланами и оборками (канатлы алъяпкыч), воспринимались как элементы национальной одежды.

В современной жизни татарский национальный костюм применяется в основном в сценических постановках (спектакли, песни, танцы).

Национальный костюм или его стилизованные элементы популярны и на самом веселом празднике татар -Сабантуй.

Вывод История татарского национального костюма богата и самобытна. Алъяпкыч в татарском костюме являлся не только бытовым предметом , но и яркой деталью украшения праздничного костюма. В современном костюме фартук отсутствует и применяется только как рабочая одежда.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Мухамедзянова Фанюса СалиховнаНаписать 3679 11.08.2015

Номер материала: ДA-003668

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    11.08.2015 447
    11.08.2015 1044
    11.08.2015 708
    11.08.2015 452
    11.08.2015 355
    11.08.2015 802
    11.08.2015 648
Читайте также:  Салфетки для праздничного стола своими руками

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

В национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.

Немного истории

История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.

Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.

Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.

На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.

Особенности

Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.

Краткое описание особенностей традиционного наряда:

  • широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
  • штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
  • верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.

Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.

Белый цвет у татар символизирует старость и траур. Поэтому светлые наряды было принято носить пожилым людям или посещать в таких одеяниях похороны.

Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.

Повседневные наряды

Повседневный костюм татар выполнялся в минималистичном стиле, все элементы свободно надевались. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Также в национальном образе присутствовали особые украшения, которые позволяли внешне определить финансовое состояние человека и его статус в обществе.

Одежда

Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:

  1. Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
  2. Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.
Читайте также:  Платье из материала с пайетками

По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.

Головные уборы

Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.

Интересные факты о женских головных уборах:

  1. Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
  2. В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
  3. Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
  4. Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.

Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы. Тюбетейки Бурек Калфак Девушки в национальных татарских головных уборах

Обувь

Татары круглый год носили сапоги. Для лета использовалась более мягкая кожа, в зимний период обувь набивали овчиной, ватой. Под сапоги, валенки, калоши надевались чулки из сукна или шерстяных ниток. В основном их шили белого цвета.

Название традиционных татарских сапог варьировалось:

  • читек шили из мягкой кожи, предназначались они для выхода в свет, узорчатые екаюлы читек, выполненные в мозаичной технике, надевали на праздники и танцы, такую обувь могли себе позволить зажиточные горожане или духовенство;
  • черные ичиги из кожи предназначались для повседневной носки, у женщин они были короче, чем у мужчин;
  • чабата напоминали лапти, считались рабочей обувью.

Любая татарская обувь имеет характерную особенность: задранные кверху носки. Согласно древнему поверью, родную землю царапать нельзя.

Также татары зимой носили валенки, для работы по дому надевали калоши. Для праздника, танцев выбирали туфли. Женский вариант был с узорами, аппликацией, вышивкой золотыми нитями, часто дополнялся небольшим каблуком. Читек Ичиги Чабата Татарская национальная обувь с загнутым носом

Аксессуары

Основными мужскими аксессуарами считались перстни с большими камнями, печатки, для статусной женщины предлагался накосник (головной убор). Обязательная часть народного костюма — пояс с большой пряжкой. Необычным украшением считалась перевязь — так называется вышитая тканевая лента, которую перекидывали через плечо. Если девушка придерживалась ислама, в ней были специальные кармашки для хранения молитв.

Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера. Колье было массивным и скрывало слишком откровенный вырез на женской рубахе, а также скрепляло между собой основные элементы традиционного татарского костюма. Под влиянием россиян, кавказцев, азиатов в шкатулки с украшениями модные девушки добавили трехбусинные серьги, носовые кольца. Печатка Накосник Пояс Серьги Перевязь Монисто Трехбусинные серьги Носовые кольца

Детские костюмы

Детская одежда для новорожденных шилась из натуральных тканей, которые позволяли сохранить тепло и не запревать малышу. Как только сыновья и дочки взрослели, татарский народный костюм приобретал гендерные различия. Для девочек использовали красный, бордовый, зеленый или синий цвета. Одежда была многоярусной, но обязательно закрывающей шею и руки, выполненной в макси длине. На голове — национальный головной убор с длинной, доходящей до середины спины, полупрозрачной вуалью.

Костюм для мальчика должен быть темно-синим, коричневым или черным. Рубаха удлиненная, широкая, рукава дополнены манжетами. Обязательно присутствие камзола. Брюки широкие, выполненные в контрастном с верхней частью цвете. Начиная с 5–6 лет, на рубаху и камзол наносились декоративные элементы: вышивка, ленты, бисер. Подростковый и юношеский наряды не отличались от взрослой одежды.

Читайте также:  Сон про колодец

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

Современный жених может позволить себе надеть обычный европейский костюм, при этом украсить его атласными лентами, орнаментом. Вместо пиджака татарские свадебные образы дополняют бархатным камзолом с коротким рукавом.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Цветовая гамма и декор

Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.

Для пошива татарской одежды применялись декоративные швы, выполненные золотистыми, серебристыми, красными, зелеными нитками.

Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:

  • степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
  • луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
  • сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.

Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.

Современная интерпретация

Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.

Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.

Видео

УФА. Пошив на заказ и продажа готовых татарских национальных костюмов, головных уборов.

Мастерская ООО «Альфа и М» предлагает свои услуги по изготовлению полного комплекта костюма: татарский костюм, танцевальная и сценическая обувь, меховые головные уборы, жилетка из меха лисы, чернобурки с татарским орнаментами, куклы в национальных костюмах, накладные и вплетаемые косы, камсы, нагайки, плетки и многое другое!

Татарский костюм — пошив, продажа, прокат! запись закреплена

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Глашатай Информатор запись закреплена
Дина Албекова запись закреплена
Айгуль Вильданова запись закреплена

Мужской казакин с татарским орнаментом

Айгуль Вильданова запись закреплена
Айгуль Вильданова запись закреплена
Динара Арсланова запись закреплена

Дилара Сабитова запись закреплена

Татарский костюм — пошив, продажа, прокат! запись закреплена
Айгуль Вильданова

«Сабантуй» в 2019 году в городах и районах республики.

— 1 июня — в Архангельском,
Бакалинском,
Бирском,
Показать полностью…
Благовещенском,
Бурзянском,
Гафурийском,
Зианчуринском,
Зилаирском,
Илишевском,
Кармаскалинском,
Миякинском,
Уфимском
Хайбуллинском районах;

— 8 июня — в Альшеевском,
Аскинском,
Аургазинском,
Баймакском,
Балтачевском,
Белокатайском,
Белорецком,
Бижбулякском,
Буздякском,
Бураевском,
Давлекановском,
Дюртюлинском,
Ермекеевском,
Иглинском,
Калтасинском,
Караидельском,
Кигинском,
Кугарчинском,
Куюргазинском,
Мелеузовском,
Нуримановском,
Салаватском,
Стерлибашевском,
Стерлитамакском,
Татышлинском,
Туймазинском,
Учалинском,
Федоровском,
Чекмагушевском,
Чишминском,
Шаранском,
Янаульском районах,
г. Кумертау;

— 9 июня — в Благоварском районе;

— 12 июня — в городе Уфе;

— 15 июня — в Белебеевском,
Дуванском,
Краснокамском,
Кушнаренковском,
Мечетлинском,
Мишкинском районах;

>

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector